Тема общей характеристики и
возрастных особенностей двигательных способностей — одна из интереснейших и
сложнейших проблем теории и методики физического воспитания, психологии
спортивной тренировки и спортивной метрологии.
Интерес к данной проблеме не
угасает вот уже более 100 лет. Сейчас попытаемся объяснить, почему мы назвали
эту проблему сложнейшей.
В настоящее время выделяют до
восемнадцати видов выносливости человека, около двух десятков специальных
координационных способностей, проявляемых в конкретных двигательных действиях
(циклических, ациклических, баллистических и др.), да ещё около десятка так
называемых специфически проявляемых координационных способностей: равновесие,
реакция, ритм, ориентация в пространстве, способность к дифференцированию
пространственных, силовых и временных параметров движений и др., плюс ещё
«кучу» всевозможных видов гибкости, силовых, скоростных и других способностей.
Тут и теоретику есть над чем поломать голову, а уж учителю физической культуры
тем более. Какие двигательные способности развивать, когда и все ли из них? На
сколько они зависят от наследственных и средовых факторов, как поддаются
тренировке? Как правильней говорить: «двигательные», «физические», «моторные»,
«психомоторные» или «психофизические» способности? Синонимы ли понятия
«качества» и «способности»? Какова их классификация и структура? С помощью
каких критериев и методов (главным образом, моторных тестов) их можно оценить
(измерить)? Как протекает развитие различных двигательных способностей в
зависимости от возраста, пола, индивидуальных особенностей, целенаправленных
воздействий и других факторов? Каковы основные положения, средства и метолы
совершенствования двигательных способностей? Как правильно планировать материал
для их развития в течение года, четверти, урока? Вот далеко не полный перечень
вопросов, которые возникают при изучении данной проблемы.
Как уже говорилось раннее
интерес к данной проблеме не угасает вот уже более ста лет. Главный человек,
которому более всего интересна эта проблема — учитель. При её рассмотрении он
находит ответ на главный вопрос: для чего необходимо систематически и
направленно воздействовать на развитие физических способностей учащихся?
Хорошая физическая
подготовленность, определяемая уровнем развития основных физических качеств,
является основой высокой работоспособности во всех видах учебной, трудовой и
спортивной деятельности. У младших школьников основным видом деятельности
становится умственный труд, требующий постоянной концентрации внимания,
удержания тела в длительном сидячем положении за столом, необходимых в связи с
этим волевых усилий. Это требует достаточно высокого развития силы и
выносливости соответствующих групп мышц.
Высокий уровень развития
координационных способностей — основная база для овладения новыми видами
двигательных действий, успешного приспособления к трудовым действиям и бытовым
операциям. В условиях научно-технической революции значимость различных
координационных способностей постоянно возрастает. Процесс освоения любых
двигательных действий (трудовых, спортивных, выразительных и т.д.) идёт
значительно успешнее, если занимающийся имеет крепкие, выносливые и быстрые
мышцы, гибкое тело, высокоразвитые способности управлять собой, своим телом,
своими движениями. Наконец, высокий уровень развития физических способностей —
важный компонент состояния здоровья. Из этого, далеко неполного перечня видно,
на сколько важно заботиться о постоянном повышении уровня физической
подготовленности.