А вот многие водоросли, папоротники и мхи большую часть своей жизни проводят в гаплоидной стадии, и лишь ненадолго переходят в диплоидную.
Есть организмы, проводящие часть своей жизни как однклеточные, а часть – как многоклеточные. Примером может послужить почвенная амеба диктиостелиум.
В процессе эволюции меняется не только строение организмов, но и их жизненные циклы, и мы будем изучать, как это происходит.
Мы познакомимся также с многообразием форм живых существ – от бактерий и вирусов до человека.
Рассмотрим представителя прокариот - кишечную палочку.
У каждого из нас в кишечнике живет миллиарды кишечных палочек. Мечников утверждал, что микрофлора человека – такой же орган, как печень и сердце. Кишечная палочка – наш симбионт. Существует множество бактерий, наших симбионтов. В их отсутствие нарушаются функции кишечника. Размер кишечной палочки: 2 микрона в длину и полмикрона в ширину. Кроме того, естественно, в нашем организме могут оказаться и болезнетворные бактерии. У самих бактерий тоже могут быть паразиты – вирусы бактерий, они называются бактериофагами (то есть "пожирателями бактерий").
Ниже представлена фотография «нападение бактериофагов на кишечную палочку». Бактериофаг впрыскивает внутрь кишечной палочки свою ДНК, вследствие чего в бактерии синтезируются белки бактериофага и проиходит сборка фаговых частиц. Сама бактерия при этом погибает.
В последнее время идет много дискуссий о том, являются ли вирусы живыми, поскольку они проявляют свойства живых организмов только внутри клетки, в свободном же виде вирусы могут быть кристаллизованы и при этом могут выглядеть как кристаллик соли. В качестве примера вируса человека можно привести вирус герпеса, который вызывает "лихорадку" на губах.
Мы будем изучать жизнь на уровне ДНК, строение организма, структуру клеток. В качестве примера разнообразия живого мира приведен вольвокс (колониальная водоросль) и амеба (см. рис.).
Мы будем говорить о процессе антропогенеза. Мы по большому счету будем заниматься тем же самым, что показано на рисунке с обезьяной.
Как показано на фотографии, обезьяна учит своего детеныша искусству разбивания орехов. У шимпанзе хорошо развита система обучения. Если раньше проводили четкую грань между человеком и животными в том, что у человека есть культура, а у обезьян нет, то на данном примере можно увидеть, что эта система обучения является как бы пракультурой.
Мы будем говорить о происхождении человека. Человек отделился от шимпанзе 5,4 миллиона лет назад, эти цифры установлены на основе данных палеонтологии и молекулярной генетики на основе сходства ДНК обезьяны и человека. Шимпанзе есть два вида: обыкновенный и бонобо, он же карликовый шимпанзе (карликовый не потому что маленького роста, а потому что он живет среди пигмеев). Последний, по поведению, очень похож на человека.
Меньше на человека похожа горилла; она отделилась от ветви общих предков 7,3 миллиона лет назад. Еще раньше отделился орангутан. С появлением человека пошло развитие культуры. На протяжении десятков тысяч лет человек жил в кочующей общине. Наиболее древние останки были найдены в Юго-Восточной Африке.
Более 100 000 лет назад человек современного типа появился на территории Африки, а затем расселился по всей Земле, позже всего он проник в Америку – около 15 тыс. лет назад. Родственные виды (неандерталец и другие виды), которые проживали в Африке, Европе и Азии, исчезли, видимо, не без участия человека.
4 тысяч лет назад в Месопотамии появились первые исторические записи, говорившие о представлениях живших в то время людей; 2-3 тысячи лет назад письменная культура распространилась в Древнем Китае и Египте, в Греко-романском мире.
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5